Блог

Вернуться ко всем статьям

Психологический портрет главных героев фильма «Дорога перемен». «Мы такие же, как все…»?

Фильм раскрывает тему любви, человеческих взаимоотношений и стремления к переменам. В центре сюжета – история пары Фрэнка и Эйприл, уставшей от банальности быта, нереализованности и рутины, но в то же время стремящейся к переменам. Прожив в браке семь лет, они устали быть теми, кто есть, в душе мечтая совсем о другой жизни. И вот Эйприл, в большей части недовольная своей реальной жизнью, предлагает своему мужу переехать в Париж, куда он когда-то тоже хотел. Эта идея и послужила поводом к началу трагических событий.

Рассмотрим психологический портрет главных героев, основываясь на типологии личности К. Леонгарда и А.Е. Личко, которые дали классификацию акцентуаций характера - черт характера, которые особенно ярко выражены и оказывают влияние на отношение человека к себе и к окружающим, на принятие решений, поступки и поведение в разных ситуациях. 

Фрэнк – «Ты - просто мальчишка, который рассмешил меня однажды на вечеринке»

Фрэнк – представитель конформного типа личности

Он ценит комфорт, стабильность и боится потерять свой статус в социуме. У него доминируют стремление быть «как все» и следовать правилам социума, поэтому перед нами типичный представитель американского общества 50-х годов: рутинная работа, дом в пригороде, семья, соседи. 

Утром, среди тысячи клерков, он спешит на поезде на работу в Нью-Йорк, где проводит время со скучающим видом, поддерживает бесплодные беседы со своими коллегами и заводит интрижку с молодой стенографисткой.

Безынициативность, отсутствие амбиций, склонность приспосабливаться к своему окружению делают из него обычного серого конторского служащего. Отсутствие лидерских качеств, позиция ведомого приводит к тому, что он легко откликается как на предложение жены переехать, так и на предложение босса о дальнейшем карьерном росте. Так же легко он соглашается на второстепенную роль в семье при переезде, ведь Эйприл уже сама решила, что она будет содержать и заботиться о семье. 

Настоящее представление о муже она озвучивает в одной из ссор: «жалкий, ни на что неспособный мальчишка…как нужно напрягать воображение, чтобы можно было назвать тебя мужчиной!». Для неё он - инфантильный и безответственный.

Неудовлетворенность своей жизнью и страх перед изменениями приводят к тому, что Фрэнк ставит цели, мечтает, но никак не продвигается в сторону их реализации. Рассказав будущей жене свою мечту о Париже, в дальнейшем он не предпринял ни одной попытки, чтобы её осуществить. И самое главное, Фрэнк проживает свою жизнь так, как не хотел: он копирует жизнь своего отца несмотря на то, что не хотел повторить его судьбу.

Чрезмерная привязанность конформиста ко всему привычному проявляется и в чувственной сфере: его любовь эгоистична и требует постоянного подтверждения чувств к нему. 

Приземленность устремлений и целей самого Фрэнка не позволяет ему понять переживания жены; осознать, что ее желания не такие, как у остальных, и лежат они вне области материального. 

Даже наутро, после последней ссоры, наигранное поведение Эйприл никак его не насторожило. Спокойно уходя на работу, он не почувствовал надвигающуюся опасность. 

Несмотря на то, что Фрэнк уже длительное время неудовлетворен собой, он ничего не меняет, ведь конформист болезненно относится к любым переменам. Он объясняет отказ от переезда заботой о жене, а в действительности истинной причиной является нерешительность самого Фрэнка.

С чем бы помог психолог Фрэнку?

  • Прояснение/актуализация и формулирование собственных интересов, склонностей, симпатий, что поможет человеку не поддаваться влиянию окружающих, открыто говорить о своих намерениях, предпочтениях, выгодах, желаниях; в межличностном взаимодействии научиться отстаивать свои интересы и брать ответственность за принимаемые решения. (В случае Фрэнка непонимание своих интересов и отсутствие собственной четкой жизненной позиции в итоге приводит к трагедии).
  • Из-за склонности конформиста «плыть по течению», боязни перемен, необходимо сделать акцент на определение жизненных целей и составлении программы их достижения. (30-летний Фрэнк пришел к своему положению в обществе не потому, что сам этого хотел, а потому, что шел по сценарию «как все». Это объясняет его недоумение, как он оказался на месте своего отца).

Эйприл – «Ты — пустая, никчемная оболочка женщины!» 

В личностных характеристиках Эйприл ярко прослеживаются черты истероидного (демонстративного) типа личности.

Она красивая, чувственная, умная, но - домохозяйка, поставившая крест на своей актерской карьере. В юности она мечтала не быть как все, прожить яркую жизнь, отсюда – выбор профессии в сфере искусств, где она могла бы в полной мере раскрыть свой потенциал и реализовать свою творческую натуру. Престижная работа, размер зарплаты не являются для неё ценностью. Важно, насколько деятельность соответствует потребности творческой самореализации в жизни. Учась на актрису, её не оттолкнуло признание Фрэнка, что он работает грузчиком, а скоро будет кассиром в кафетерии, потому что её в большей степени интересовали его мечты и устремления. 

После неудачного спектакля Эйприл принимает решение оставить сцену, но будни домохозяйки, соответствие социальным шаблонам и стереотипам («мы такие же, как все…»), воспринимаются ею как мука и провал. Она понимает, что ее жизнь ненастоящая, что только перемены и реализация совместной мечты о Париже наполнят её жизнь смыслом, создадут условия для самореализации, позволят им снова стать счастливыми. 

Идея переезда придает Эйприл энергетический заряд. Как любая истероидная личность, Эйприл искренне верит в реальность своей фантазии о счастливой жизни в Европе, её сознание вытесняет объективную реальность. Она загорается идеей о переезде, думая, что счастье зависит от внешних перемен и простой смены территории. 

Эйприл упорно не хочет отказываться от мечты переехать в Париж, она уже не может быть просто женой и матерью, она хочет большего, хотя сама пока точно не знает, чего именно (она нуждается в самореализации, но кем бы она хотела быть Эйприл не говорила, может просто не знала). Очевидно, что она уже не видит себя в фартуке на кухне или с младенцем на руках.

Эйприл уверовала, что перемена места — это правильное решение, которое даст возможность начать все сначала. Поэтому таким потрясением и разочарованием стало для неё осознание факта, что они с Фрэнком никуда не поедут.  Она не видела возможности продолжать жить дальше по-прежнему и совершает трагический поступок, так как не видит другого выхода для себя. 

С чем бы помог психолог Эйприл?

  • Прояснение истинных потребностей и ответ на вопрос "чего именно я хочу?" Это необходимо, чтобы понять - без осознания собственных потребностей и желаний никакие внешние факторы (перемена места жительства) не сделают человека счастливым.
  • Конструирование образа, как хотелось бы жить (Эйприл говорит, что «не хочет жить, как все», тогда «как хочет жить»?)
  • Формирование навыка критичного отношения к планам/фантазиям в отношении будущего (у Эйприл нет конкретного представления о жизни в другом городе - «Мы просто будем ходить там по улицам»). Что конкретно изменится в её жизни после переезда, станет ли она насыщенней и интересней? Сможет ли она в новом месте самореализоваться? Как долго она сможет терпеть праздный образ жизни супруга? Подобное включение критики поможет нейтрализовать излишнюю эмоциональную окраску фантазий и принимать более взвешенные решения, основанные на реальности.

 

Поговори с психологом онлайн в любое время, в любом месте и с любого устройства. Мы здесь для тебя.

  • Полная конфиденциальность
  • Проверенные профессионалы
  • Личный комфорт и безопасность
  • Соблюдение стандартов
  • Экономия времени
Улучшить жизнь

Самое популярное

Не знаю, чего хочу