Блог
Вернуться ко всем статьямСепарация от родителей: кто кого держит?
Сепарация — это процесс психологического отделения взрослого ребёнка от родительской семьи, в результате которого он становится полностью независимой и самостоятельной личностью. Существующие ранее подчиненные отношения между родителями и ребёнком постепенно трансформируются в равноправные.
Начиная с рождения, процесс сепарации завершается к 18–20 годам. В течение этого времени ребёнок должен измениться от беспомощного младенца до человека, в полной мере ответственного за свою жизнь. Проходя через ряд жизненных событий, ситуации, кризисов ребёнок приобретает свой опыт, учится быть ответственным и самостоятельным во всех сферах своей жизни.
Также ребёнок учится выстраивать личные границы, что позволяет в будущем построить здоровые семейные отношения, а также здоровое общение с друзьями и коллегами.
Психологическое отделение является двусторонним процессом, где задача детей – отделиться, а родителей – отпустить. Но иногда или дети не желают отделяться, или родители сознательно или несознательно препятствуют процессу отделения.
Что затрудняет сепарацию от родителей со стороны детей:
- Привычки и удобства: в комфортной атмосфере трудно сформировать желание к отделению.
- Проблемные или зависимые отношения в семье, например, когда дети в силу обстоятельств должны заботиться о родителях.
- Тревога и страх взрослого ребенка, что он/она не справится самостоятельно, не найдет партнера, не добьется успеха и т. п.
Что затрудняет сепарацию со стороны родителей:
- Слияние: невозможность допустить, что другой человек чувствует и думает как-то иначе. Родитель уверен, что всегда знает как лучше для его ребенка. Даже если ребенку 30 лет.
- Тревожный тип личности: уверенность в том, что мир очень опасен и необходимо оградить, и защитить своего ребенка от неприятностей.
- Нереализованность родителей: отсутствие увлечений, постоянной серьёзной деятельности, неинтересная работа приводят к ассоциации разлуки с ребёнком с потерей смысла собственной жизни. Такие родители не дают своему ребёнку отделиться, потому что без детей им нечем будет заняться.
- Консервативные ценности: некоторые традиции предполагают, что родители имеют власть даже над взрослыми детьми.
Как понять, что сепарация не завершена?
- Материальная зависимость: материальное обеспечение от родителей превращают взрослого ребенка в должника и заставляют его ощущать себя обязанным.
- Привязанность к прошлому: есть обида на родителей; отношения с родителями и переживания, связанные с ними, играют неоправданно важную роль во взрослой жизни.
- Чувство вины перед родителями: взрослый ребёнок боится расстроить родителей, не оправдать их надежд, обидеть своим поведением, поэтому собственные потребности и желания отодвигает на второй план.
- Нарушение личных границ ребёнка: родители игнорируют тот факт, что ребёнок давно вырос и активно вмешиваются в его жизнь.
В зависимости от того, кто тормозит процесс отделения, завершить сепарацию во взрослом возрасте можно, следуя ряду рекомендаций.
Если родители не сепарируют взрослого ребёнка:
В этом случае сепарация - задача ребенка и следует попробовать следующие шаги:
- Установить личностные границы в общении: сформулировать свои правила в общении с родителями, например, «не давать наставления, советы, инструкции без моей просьбы».
- Начать охранять свою территорию: установить свои правила посещения родственниками, например «жду в гости родителей только по приглашению».
- Защищать личностные границы: ориентируйтесь на здоровую систему ценностей, в которой на первом месте находятся ваши нужды и предпочтения, на втором - супруг, на третьем - дети, а на четвертом - родители.
- Научиться видеть и противодействовать манипуляциям со стороны родителей, которые будут стремиться вернуть своего ребёнка на прежнюю роль «несмышлёныша», которого нужно поучать и контролировать.
Если сепарация не завершается по вине взрослого ребёнка:
В этом случае ему необходимо провести серьёзную работу над своим индивидуальным поведенческим паттерном и мышлением.
- Научиться формировать и четко транслировать свое мнение о различных сложных ситуациях. Для этого можно задавать себе вопрос «Что я думаю и ощущаю?». Повторяйте так несколько раз в день и через некоторое время вы будете лучше слышать себя и вам станет легче опираться на себя.
- Попробуйте поменять поведение в сложных ситуациях: старайтесь не реагировать так, как обычно, например не обращаться сразу к родителям за советом. Учитесь сначала спрашивать себя «Что я могу сделать сам?».
- Постарайтесь отделить свои установки от тех, что достались вам от родителей. Выпишите тревожащие вас установки и постарайтесь критично к ним отнестись. Например «в 25 лет пора думать о семье» — это ваше мнение или ваших родителей? Таким образом появляется сепарационная граница между родителями и вами.
- Найдите различия между вами и родителями. Выпишите 8–10 ваших отличий и определите плюсы этих черт. Это поможет увидеть хорошее в вашей индивидуальности, не похожей на родителей.
- Попробуйте себя в творческой деятельности. Можете рисовать, писать, пробовать что-нибудь новое. Найдите время, позволяющее чувствовать свою уникальность.
Как психолог поможет ускорить процесс сепарации:
В совместной работе возможно:
- Научиться выстраивать здоровые личные границы.
- Отслеживать манипуляций со стороны родителей и научиться им противодействовать.
- Выявить и отработать детские обиды, принять родителей такими, какие они есть.
- Проработать чувство вины перед родителями и перестать им угождать.
- Понять свои ценности и ставить собственные жизненные цели, начать достигать их в соответствии с разработанным планом.
Самое популярное