Блог

Вернуться ко всем статьям

Формирование личности, этапы развития

В психологии существуют разные теории личности, каждая из которых по-своему объясняет процесс её формирования. 

Наиболее известная в детской психологии советского периода - классификация этапов развития человека с рождения до 17 лет Д. Б. Эльконина. 

В основе теории лежит поэтапная смена типа ведущей деятельности - вида активности, оказывающего наибольшее влияние на психику на определённом этапе человеческого развития. 

Этапы формирования личности по Д. Б. Эльконину

Младенческий возраст (от 0 до 12 месяцев)

Ребёнок физически отлучён от мамы, но он зависит от неё и тесно связан с ней психологически. Ведущая деятельность – прямое эмоциональное общение и взаимодействие с близкими взрослыми, установление контакта и формирование доверия. Ребёнок не понимает значения слов, но откликается на речевой поток, интонации взрослых. В результате у ребёнка формируется базовое доверие к окружающему, ощущение защищенности, вера, что добрый взрослый не оставит в беде. 

Родителям: осуществление физического ухода за ребёнком без эмоционального общения приводит к его отставанию в психическом и физическом развитии («эффект госпитализма»). 

Ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет)

Ребёнок получает условную автономность и свободу действий, становится более самостоятельным, манипулирует предметами. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Развитие мелкой моторики рук напрямую связано с речью ребёнка, происходит формирование его речевых навыков. Растущая самостоятельность и независимость ребёнка приводит к росту его требований. Однако в силу своего возраста выразить их он может только капризным поведением или негативизмом в отношении действий и решений взрослых. У ребёнка формируется самосознание (в лексиконе появляется местоимение «Я»), а самостоятельность и независимость от любых взрослых приводит к поведению «Я сам». 

Родителям: деспотичные и авторитарные типы воспитания могут закладывать основы выученной беспомощности человека.  

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Ребёнок переходит от общей со взрослыми на самостоятельную активность. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра, в которой ребёнок примеряет взрослые социальные роли. Игры отражают ценности, преобладающие в обществе, культуре, семье ребёнка. Через игру ребёнок принимает нормы и правила, учится общению с ровесниками, учится управлять, контролировать, регулировать своё поведение. Эгоцентризм меняется на установление полноценных взаимоотношений с окружающими, выполнение одобряемой обществом деятельности. 

Родителям: любое действие, которое ребёнок не хочет делать, может быть выполнено при превращении ситуации в игру.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)

В жизни ребёнка появляются новые значимые взрослые вне семьи (учителя, руководитель кружка, тренер). Развиваются две линии взаимодействия: «ребёнок - близкий взрослый» и «ребёнок - социальный взрослый». Ведущая деятельность - учебная, направленная на получение в разных сферах большого объема знаний. Ребёнок приобретает способность к рефлексии, к долгосрочному планированию, формируется устойчивая воля и целеустремлённость в ходе решения поставленных задач. 

Родителям: интерес к получению знаний у ребёнка тесно связан с чувством удовлетворения от своих достижений, поэтому важно подкреплять это чувство похвалой или одобрением даже за небольшие успехи. 

Младший подростковый возраст (от 12 до 15 лет)

Расширяется сфера социальной активности ребёнка. Переход в средние классы связан с увеличением количества учителей, с которыми необходимо выстраивать отношения. Взаимодействие со сверстниками всё больше происходит на основе симпатии. Прививаются нравственные нормы, которые регулируют межличностные отношения. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, усвоение норм и правил социального поведения. Осознаётся собственная индивидуальность. Ребёнок хочет равноправных отношений с родителями и другими людьми, чувствует себя взрослым, однако взрослые его таковым не воспринимают. 

Родителям: для предотвращения у ребёнка ощущения ненужности и отчуждения, отношения с подростком должны основываться на доверии и уважении; готовность родителей выслушать, поддержать, помочь также могут предотвратить попадание подростка под влияние асоциальных групп.

Старший подростковый возраст (от 15 до 17 лет)

На данном коротком этапе развития подростка возникает необходимость самоопределяться и планировать своё будущее. Ведущая деятельность - приобретение знаний и необходимых навыков для профессиональной карьеры. Подросток формулирует собственные ценности, строит планы. Идёт формирование мировоззрения, приобретаются навыки самообразования. Он находится в напряженном состоянии из-за неотвратимого вступления в реальность взрослой жизни. 

Родителям: несмотря на способность решать возникающие проблемы, строить свою жизнь самостоятельно, планировать будущее, молодой человек всё еще нуждается в их поддержке, в ощущении безопасности и покоя, которое даёт родительский дом.

Поговори с психологом онлайн в любое время, в любом месте и с любого устройства. Мы здесь для тебя.

  • Полная конфиденциальность
  • Проверенные профессионалы
  • Личный комфорт и безопасность
  • Соблюдение стандартов
  • Экономия времени
Улучшить жизнь

Самое популярное

Не знаю, чего хочу